Мифы и правда о будущем Екатеринбурга: бизнесмены и управленцы обсудили, каким быть городу через 10 лет, ИА Джаст Медиа
Форум «Будущее города. Стратегия развития Екатеринбурга 2020» стал, пожалуй, главным событием прошедшей деловой недели. Организатор, журнал «Деловой квартал» поставил сложную задачу — собрать в одном месте и в одно время крупнейших участников бизнес-сообщества. И, как отметили сами участники, это удалось. Такого количества представителей крупных промышленных предприятий, науки и власти вместе не собиралось давно. Докладчики вступали в диалог с залом, а зрители с мест давали комментарии, больше похожие на доклады. Председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий передал заместителю главы Екатеринбурга Александру Высокинскому письменное обращение с требованием разобраться в ситуации с сохранением памятников архитектуры на Вознесенской горке. На форуме была организована видеосвязь с Франкфуртом-на-Майне. Оттуда с участниками встречи общался известный специалист по диалогу культур Ник Ильин. Вопросы развития города свелись к нескольким основным темам. Участников интересовало, что будет меняться в инфраструктуре Екатеринбурга, кто должен платить за новые проекты, каким должно быть брендирование города и что нового стоит ждать на будущем «ИННОПРОМЕ».
Поиск путей развития
Представители бизнеса и администрации сошлись на том, что возникла необходимость создать для Екатеринбурга новый бренд — концепцию, которая и определит его место в современном мире. Каким будет город — суровым «промышленником» или «креативщиком», готовым для дружбы с соседями? Сможет ли он стать центром не только между Востоком и Западом, но и между Севером и Югом? И есть ли у Екатеринбурга собственный особый путь?
Михаил Ходоровский, генеральный директор ЗАО Группа СИНАРА:
— Для комфортного развития бизнеса нам необходим бизнес-хаб, скоростные магистрали. Но вместе с развитием промышленности нужно сохранить культурную среду. В городе мало интересных проектов. А ведь именно благодаря культурному слою, благодаря наличию креативных идей, город становится привлекательным для туристов и комфортным для жизни. От 8 до 15 процентов жителей в мегаполисе должны быть заняты креативными идеями. Если этого не происходит, город неинтересен.
Главный архитектор и глава совета по развитию городской инфраструктуры Барселоны, профессор Хосе Асебильо Марин:
— Через 30 лет в мире будет 9 миллиардов человек. В Северной и Южной Америке количество населения вырастет на 25%, в Азии — на 40-60%, а Африке — на 100%, а в Европе и России — уменьшится на 5%. Чтобы укрепить позиции России, нужно создание крупного центра на пути из Европы в Азию, между Лондоном и Шанхаем. То, что единственный такой город в России Москва, — очень плохо. Нужен еще один центр. И им может стать Екатеринбург. Кроме того, Екатеринбург имеет все шансы стать перевалочным пунктом на пути еще одного мирового транспортного коридора — с севера на юг, между Роттердамом и Токио. Для гармоничного развития города нужен новый подход, основанный на принципе экологичности. В первую очередь, городу нужен новый общественный транспорт. И это будет не коллективный вид транспорта. Сейчас готовится целый ряд предложений по этому вопросу.
Александр Высокинский, заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам:
— Городская власть создает почву для развития, а высаживать деревья в эту почву должны предприниматели. Отличается ли Екатеринбург от других мегаполисов? Город выбрал путь, отдельный от соседних мегаполисов, в начале 1990-х годов. Пермь, Челябинск, Екатеринбург — крупные промышленники — оказались тогда в одном положении. Соседи бросили все силы на поддержание предприятий. А мы пошли по пути многофакторной экономики. И благодаря этому 15 лет спустя мы пережили кризис намного легче соседей. Когда курс только был выбран, многие обвиняли администрацию Екатеринбурга в торгашестве. Но время показало — выбор был сделан правильно. Теперь у нас одни из самых высоких показателей по вводу жилья и самая высокая средняя зарплата среди всех городов-миллионников — 26 тысяч. Сейчас мы не будем повторять ошибок прошлого и не будем рассматривать соседние мегаполисы в качестве конкурентов. Нужно сотрудничество. Наиболее перспективной видится агломерация Екатеринбурга и Челябинска. Между городами с той и с другой стороны — пригороды с садовыми участками, которые занимают уже по 70 километров. Посередине остается незастроенная зона километров в 50. На ней вполне может разместиться крупный логистический центр, аэропорт. Как во Франкфурте-на-Майне.
Что касается присоединения небольших областных городов, то нужно к этому вопросу подходить осторожно. Центр будет выдавливать социально неблагополучные классы на окраину. И у нас, как в Париже, могут появиться свои неблагополучные районы.
Виталий Милованов, директор регионального центра «Раффайзенбанк»:
— У Екатеринбурга много слабых моментов. Какие-то города опережают его в номинации «Хорошие дороги», какие-то — в номинации «Чистота». Эти вопросы очевидно — в упадке. Кроме того, хромает креативность. Креативных городов вообще мало в России. Но позиционировать Екатеринбург как комфортный город? Может быть, действительно пропадет присущая ему жесткость, которая и создает его характер.
Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин-холдинг»:
—Нет у нас никакого особого пути. А подобные утверждения могут только тормозить развитие города. Посмотрите на крупные города. В Париже, например, героев наверняка больше, чем в Екатеринбурге. Но город комфортный для жизни. И всем там хорошо.
От стратегии — к тактике
Представители бизнеса ждали от власти конкретных ответов на вопросы о том, на какие изменения готов город, и предлагали свои варианты реализации.
Валерий Ананьев, генеральный директор компании «Атомстройкомплекс»:
— Города, комфортные для жизни, — это города компактные. И наш город, к счастью, такой. Нужно сохранить это качество. Для этого нужно использовать территорию, которая уже имеется. Сносить ветхие дома. Сносить пятиэтажки. Они построены неправильно, некомфортны для жилья. Жителей можно переселять в новые районы. А центр — перестраивать. Нужно выносить предприятия за город. Законодательство пока не на нашей стороне в этом вопросе, но нужно добиваться, чтобы ситуация изменилась.
Неправильно расширять город застройкой на месте лесной зоны. Для таких районов нужно заново создавать инфраструктуру с нуля. Проще поднять до должного уровня малые города-сателлиты — Среднеуральск, Березовский.
Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин-центра»:
— Хочу развеять несколько мифов о городе. Кто сказал, что вынос объектов из центра города — это хорошо? Кто сказал, что точечная застройка — это плохо? Вынос важных объектов за город — это создание новых пробок на дорогах, дополнительных транспортных потоков. Мы все время говорим, что нам не хватает денег. Это еще один из мифов. Проблема в расстановке приоритетов. Реальные проблемы — это чистота и экология города. В Екатеринбурге плохо дышится. Это факт. У нас невозможно в межсезонье носить нормальную обувь. Это тоже факт. В пиковые часы затруднен проезд по городу. Мало объектов культуры, нет спортивных объектов, мало рекреационных зон. Вот эти проблемы являются реальными. Последняя весна показала, что в городе начинается сегрегация в образовании. Почему появились очереди в школах? Потому что одни школы для родителей оказались привлекательнее других. Качество образования в городе — неравномерное. Нужно менять ситуацию. Надо принимать много непопулярных и неприятных, но правильных решений. Ликвидировать бесплатные парковки в центре, объединить бюджеты города, области и федерации. И так далее, и так далее.
Валерий Савельев, председатель совета директоров AVS-group:
— Сегодня несколько раз всплывал вопрос: а кто будет финансировать изменения в городе? Денег нет, потому что происходит отставание в промышленной сфере. Екатеринбург был промышленным центром. Но сейчас он уступает первенство даже в собственном регионе. Нижнему Тагилу, например. Необходимо развитие сферы в городах-сателлитах. Не в Екатеринбурге.